Развитие готического жанра стартовало еще в середине девяностых годов двадцатого столетия, когда на металлической сцене произошла общественная тенденция к общему смягчению звучания, а также расширению выразительного диапазона. Группа Lacrimosa является явным представителем всего этого (именно эта команда, постепенно перешла из дарквэйва, к уникальному готик-металлу). Также сюда можно отнести Paradise Lost (после девяносто пятого года двадцатого столетия) и Tiamat (после девяносто четвертого года) и ряд других.
Именно Paradise Lost начала музыкальную деятельность, которая сформировалась в восемьдесят восьмом году в Англии. Их раннее творчество поспособствовало «понять основные законы такого метала. В таком месте, как Галифакс в девяностом году двадцатого столетия, родилась ещё одна группа, которая является родоначальницей такого музыкального направления, как готик-метал — речь идет о My Dying Bride.
«Готическое звучание» уже смогло прозвучать в альбоме, который вышел в свет в девяносто четвертом году — Turn Loose the Swans. С музыкальным альбомом, который имеет название The Angel and the Dark River команда «откинула какие-либо дэт-металические влияния, с огромной бережностью используя такие музыкальные инструменты, как скрипки и клавишные. Именно такие воспроизводители звука применялись для того, чтобы было некое усиление лирических отступлений. В девяностом году, также вышла в свет группа, под названием Anathema, которая зародилась в Ливерпуле. Как и многие другие команды данного направления, это группа начинала с такого музыкального жанра, как doom metal. В скором времени огромное множество европейских команд, которые еще с самого начала, начинали играть дум-метал, а также дэт-метал начали в большей мере использовать готический романтизм, применяя немало духовых инструментов.
Даже в Соединенных Штатах Америки (где очень длительное время были просто равнодушны к готическому стилю), в девяностом году двадцатого столетия вышла в массы группа, которая носит название Type O Negative.
Именно эта команда применяла в своей музыке так называемый, мелодраматический готический рок, который впитал в себя длинные произведения, где применялись простейшие риффы. Также не стоит забывать и о том, что в целом, готик-металл, содержал в себе театральный кричащий вокал и довольно странный механический шум.