Самый древнейший жанр церковной музыки - псалом. Именно он, несколько заимствован первыми христианами у иудейского народа: пение псалмов Давидовых в таком месте, как Израиль, было определенной частью, так называемого храмового ритуала. Переведённые на язык греков, а также на латынь, псалмы стали просто основой церковного богослужения. Как правило, исполняли их в унисон, именно так это было и у иудеев, однако без какого-либо инструментального сопровождения. В Византии смогла выработаться своя манера исполнения псалмов, скорее всего, также заимствована у иудейского народа, — медленный речитатив, который не дает разрешения, для выражения эмоций. Одновременно с текстами псалмов, такую вот манеру исполнения, смогла унаследовать и литургия.
В Западной Европе в 8-9 веках зародился определенный стиль, так называемого богослужебного пения, который называется «григорианским». Такое направление сложилось в честь папы Григория I, так как основные традиции приписывали ему авторство значительной части песнопений литургии Рима. Такое одноголосное пение, предусматривало разнообразные степени распева, для разных частей самой литургии. В общем, манера исполнения была достаточно строгой, с постепенными подъёмами и так далее. Сам же распев, очень строго подчинялся самому тексту. Нужно также помнить, что в церковном хоре, были только лишь мужские голоса. Григорианское пение имеет 2 типа исполнительства: антифонное — когда чередуется два хора, а также респонсорное — когда пение главного солиста, чередуется с незначительными репликами всего хора.
Центром православного богослужения были библейские тексты; прогрессивно к ним добавлялись новейшие части, которые были сочинены специально, но в свою очередь имена авторов данных текстов неизвестны и по сегодняшний день. На это есть две причины: или история их просто не сохранила, или само авторство, просто навсего оспаривается. Григорианское пение подвергалось развитию и усложнению, совместно с текстом литургии, и уже в девятом веке, именно на его основе создавались, совершенно ранние формы так называемого церковного многоголосия.
К двенадцатому веку органум смог развиться в трехголосный, а также четырехголосный дискант, а после всего этого, и вовсе, в более сложные и разнообразные формы, что создало огромнейший прогресс в направлении церковной музыки.