Еще в 1985 году при записи альбома под названием To Mega Therion группа Celtic Frost первой в истории решила использовать в произведениях женский оперный вокал. К слову, данная инициатива быстро пришлась по душе другим коллективам и в последствии ее подхватили такие команды, как The Gathering и Paradise Lost. Более того, последние две группы использовали такой вокал при записи своих дебютных альбомов. В итоге, по истечению времени появилась тенденция с плавным переходом от мужского к женскому вокалу в направлении готик-металл. Одним из ярчайших примеров в этом плане можно назвать группу Mandylion.
Уже в середине девяностых годов начали появляться группы из Норвегии (Tristania, The Sins of Thy, Trail of Tears, Beloved и прочие) – все они также отличались попытками объединения оперного женского вокала с дэт-гроулингом. Разумеется, некоторые из этих коллективов не забывали вносить в жанр и собственные новшества. К примеру, коллектив под названием The Sins of Thy Beloved начал к традиционному звучанию направления добавлять еще и скрипичные партии, а участники группы Tristania и вовсе воспользовались сразу тремя различными вокальными стилями (оперным сопрано, чистым высоким тенором и грубым гроулингом).
В 1990 году в городе Ливерпуль (Великобритания) появилась еще одна группа с названием Anathema, творчество которой можно отнести к стилю дэт/дум-металл. Спустя всего пять лет после этого коллектив покинул его вокалист (Дарен Вайт). В результате, оставшиеся музыканты, при записи альбома Eternity были вынуждены переориентироваться на готик-металл. Впоследствии такой переход от изначального стиля к стилю готик-металл повторили многие команды по всей Европе. В Голландии это был альбом Always в исполнении м, а вот в Португалии первопроходцами стали участники группы Moonspell, шведов представляли Tiamat с их альбомом Wildhoney и так далее.
С ходом развития готики коллективы из других европейских стран также начали активно пользоваться женским вокалом. К примеру, австрйская группа Dreams of Sanity в 97 году записала свой дебютный альбом в котором наблюдалось удачное сочетание двух вокальных партий и при этом, в музыке прослеживалось своеобразное сочетание хэви-металла с готик-роком. В то же самое время в Голландии был основан коллектив Within Temptation, вокальная партия в котором досталась Шерон Адель. Благодаря необычайным усилиям и недюжинному таланту группе удалось завоевать широкую популярность не только в своей стране, но и во многих других уголках континента.